Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

  Ежегодно 12 мая отмечают день экологического образования.

  Этот праздник взял начало с 1991 года и носит статус международного. Корни зарождения праздника уходят в 70-е годы прошлого века, когда, после конференции в Стокгольме по вопросам экологии, было принято решение о глобальной защите природы. Таких экологические праздники дают возможность раскрывать вопросы и проблемы экологии перед большим количеством людей.

  Через год после утверждения праздника в России и странах СНГ, в Рио-де-Жанейро прошла конференция ООН на тему экологии и защиты окружающей среды. По итогам конференции, многие страны составили и приняли программу действий по решению вопросов:

  - защиты природы;

  - очищению природных зон;

- озеленению территорий своих государств;

- экологическому образованию населения.

 С каждым годом экологическая обстановка в мире не становится лучше, и это не удивительно. А чего же можно ожидать, если мы беспрестанно загрязняем окружающую нас среду, не задумываясь о завтрашнем дне и о том, что же достанется нашим потомкам. Слово экология в переводе с греческого языка означает дом. Экология - это очень широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану всей окружающей нас среды и контроль над рациональным использованием природных ресурсов. На сегодняшний день мы обязаны предотвратить экологическую катастрофу, которая неизбежно надвигается на нашу землю.

  Сейчас особенно важно больше информировать о важности защиты окружающей среды, об острой проблеме загрязнения планеты. В этом масштабном вопросе решающее значение имеет осознанность каждого жителя. Поэтому мероприятия экологической направленности очень важны для привлечения всех слоев населения каждой возрастной группы.

  Что для этого делается?

  Музеи проводят дни открытых дверей и тематические выставки, олимпиады школьников, конкурсы, масштабные акции.

 Природоохранные акции включают в себя анкетирование населения с целью экологического образования. Печатаются бесплатные брошюры с информацией, в которой изложены простые способы помощи, защиты и сохранения экологии.

  Фонды защиты природы организовывают благотворительные фестивали, выставки, праздники на которых происходит сбор материальной помощи и поиски спонсоров для программ фондов.

 Организовывается уборка зеленых участков – парков, скверов, лесополос. Уборка прибрежных зон, очистка рек и водоемов. Посадка деревьев, кустарников, газонов, клумб с цветами.

  В дошкольных и учебных заведениях проводят открытые уроки и выставки. Проходят конкурсы внутри школ между учениками на тему защиты природы – лучший плакат, доклад, стихотворение.

  Спортивные клубы, туристические организации, клубы по интересам детей и взрослых проводят в этот день программы по распространению знаний об экологии.

  Экологами всего мира ко дню экологического образования снимаются документальные фильмы на острые экологические темы. Вносятся предложения по защите экологии, и показывается, как каждый гражданин может влиять на сохранение природы.

  В социальных сетях ведется активная поддержка праздника, создается множество постов с информацией о работе экологов и о важности сохранения первозданности всего живого.

  Телевидение, радио, печатные издания готовят в преддверии дня экологического образования серию передач или статей по проблемным вопросам нашей планеты.

  Очень важно донести информацию особенным образом, необходимо эмоционально вовлечь людей, они должны задуматься, что они могут сделать и что они могут перестать делать, чтобы наша Земля оставалась зеленой и чистой. Экологическую грамотность, привычку бережного отношения к природе необходимо закладывать с раннего детства на этапе формирования личности, таким образом, формируя экологическое мировоззрение населения.

Современные тенденции экологического образования в России

  На сегодняшний день экологическое образование в школах реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года).

  Если рассматривать, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то здесь нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания и просвещения. Специалисты отмечают, что если сравнить современную ситуацию с предыдущим периодом, то придется констатировать, что в настоящее время экологическому образованию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания. Все зависит от личной заинтересованности педагогов и преподавателей.

  В школах экологическое образование сегодня затрагивается в нескольких официально принятых предметах, таких как «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», а также в естественных (биология) и общенаучных предметах. Все они ориентированы на развитие у учащихся экологического мышления, обеспечивающего понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. А в некоторых регионах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и органичном включении в традиционный учебный процесс «экологических» заданий.

  Сейчас продолжают действовать центры дополнительного экологического образования, где дети разных возрастов могут ближе общаться с природой, подробно изучать процессы взаимодействия человека и природы, тем самым формируя экологическое мышление. Данные центры организовывают детские лагеря с выездами на природу и привлекают родителей к решению локальных экологических проблем, что, несомненно, является важной частью экологического просвещения.

  Число вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», значительно выросло в последнее десятилетие.

  Однако, несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.

 Сегодня КГБУ «Музей геологии Центральной Сибири» выступает организатором ежегодной Краевой экологической олимпиады школьников и ведёт набор в школу юного геолога, эколога. Специалистами музея разработана программа экологического просвещения населения, которая позволит решать ряд важных эколого-просветительских задач.

  В последнее время активно проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие НКО предлагают свои материалы для педагогов для проведения дополнительных занятий в школе на экологические темы. Это дает возможность педагогу объяснить детям насущные экологические проблемы, возможные пути их решения и получить дополнительные бонусы при реализации программ дополнительного образования в учебном заведении.

  Также НКО занимаются формированием различных доступных в сети Интернет презентаций и материалов, соответствующих современным экологическим тенденциям как в мире, так и в России. Можно сказать, что данные организации создают «моду на экологию», ведь экологический аспект становится неотъемлемым элементом высокого качества жизни.

  Одна из Красноярских организаций НКО «Зелёный кошелёк» во главе со Спажакиной Татьяной Васильевной является важным партнёром нашего музея в ряде экологический проектов.

  Именно за счет реализации экологических образовательных и просветительских проектов население получает информацию о том, как важно сделать обоснованный выбор в пользу экологической продукции, рационально использовать природные ресурсы и ответственно подходить к отдыху на природе, к вопросам переработки отходов, экономии воды и электроэнергии. Надеюсь, это поможет нам осознать своё непосредственное влияние на мир, в котором мы живем.

Анна Лопушенко, научный сотрудник музея геологии Центральной Сибири