Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Посвящается выдающемуся мореплавателю, шкиперу эпохи великих арктических открытий, голландскому путешественнику-исследователю и покорителю Арктики Виллему Баренцу.

Со школьной скамьи нам известно море под названием Баренцево.  Мы помним, что это северное холодное море, омывающее берега России и Норвегии, является окраинной акваторией Северного Ледовитого океана.

Но мало кто представляет, откуда взялось это название у моря площадью 1424 тыс. км.² и глубиной  до 600 м., расположенного на континентальном шельфе и ограниченного северным побережьем Европы и архипелагами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

Раньше на карте это море фигурировало под разными названиями: Ледовитое, Русское, Северное, Сиверское и даже Московское. Чаще же всего море звалось Мурманским.

Баренцевым оно стало называться только с 1853 года в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца. Этим были увековечены великие заслуги путешественника за изучение северных морей. А в этом году мы чтим его 450-летие со дня рождения. Более точной даты, кроме как 1550 год рождения, к сожалению, никому неизвестно, поэтому день рождения исследователя был принят условно 1 июля.

Виллем Баренц, прославившийся под эпитетом «шкипер эпохи», был храбрейшим из голландцев. Обучившись картографии и морскому делу, он стал покорителем северных морских широт.

Исторический период с XIII в. по XVII в. известен как эпоха Великих географических открытий. Именно тогда португальцы, испанцы, итальянцы и англичане стали самыми выдающимися мореплавателями и путешественниками: венецианец Марко Поло совершил путешествие через центральную Азию в Китай и прошел морем вокруг Южной Азии, Васко да Гама проложил морской путь в Индию, Фернандо Магеллан впервые совершил кругосветное путешествие, а Христофор Колумб признан первопроходцем в Америку. Все эти открытия касались южных, тропических широт.

Но ещё оставалась Арктика - край белого безмолвия, полярной ночи и вечного холода. На её карте было ещё много белых пятен.

Одними из первооткрывателей в Арктике стали голландцы. Именно они в 1590-х годах открыли для всего мира западную часть Русской Арктики, совершив три сложнейшие морские экспедиции по акватории современного Баренцева моря от крайней точки Европы до Новой Земли.

Среди голландских мореплавателей был и Виллем Баренц. Он отличался упорством, самоотверженностью и силой духа. Благодаря его участию в длительных и опасных экспедициях в арктические районы были совершены многие географические и иные величайшие открытия. Целью этих экспедиций был поиск короткого пути в Китай и Восточную Индию, минуя берега Испании, так как она единолично контролировала торговые пути в Атлантическом океане. 

Достижения морских путешествий Баренца 

Из записей дневника, который подробно вел Баренц, известно, что первая экспедиция, начавшаяся в июне 1954 года, была богата открытиями.

Они начались уже с первых дней экспедиции: «… 4 июля перед судами, ведомыми Баренцем, открылась панорама северной части Новой Земли. На широте около 76 градусов был обнаружен остров, названный островом Вильгельма, а на его берегу исследователи нашли останки русского судна».

В путешествии впервые произошла встреча с белым медведем, о существовании которого до этого не ведали (знали только бурого). Встреча с ним для мореплавателей чуть не закончилась плачевно: не имея представления о силе полярного медведя, путешественники задумали его поймать и отвезти его в Амстердам.

Но чуда не случилось: при попытке захвата медведь практически утопил судно с охотниками. Только счастливая случайность спасла их от верной гибели: при атаке медведем лодки, петля, наброшенная на него, застряла в лопасти руля так, что зверь не мог двигаться. В результате он был измотан и убит. Путешественникам досталась только шкура, которая и была доставлена в Амстердам.

В ходе первой экспедиции Баренц сделал много уникальных записей в дневнике: данные о глубине морей и проливов, о направлениях ветров и перемене погоды, о рельефе берегов и островов, о флоре и фауне (встретили также моржей и арктических китов). Записаны были наблюдения за обычаями жителей арктических побережий, составлены описания коренных народностей, их лодок, способа хранения продуктов и захоронений. Также был описан случай «пленения» мореплавателей группой айсбергов и благополучного их спасения из ледяного окружения.

В 1595 году в следующую попытку покорять Арктику отправилось 7 хорошо оснащенных кораблей второй голландской экспедиции. Надеясь на этот раз добраться до Индии и Китая, корабли нагрузили товарами для обмена с коренными жителями. Путь прокладывался через пролив (ныне – пролив Югорский Шар), разделяющий сибирские берега и остров Вайгач. Но Баренца снова ждала неудача: корабли на входе в пролив вновь попали в плен крепких многометровых льдов.

Экспедиция оказалась неудачной ещё и потому, что многие моряки погибли от неизвестной болезни (цинги), а по возвращении на родину путешественники узнали, что правительство больше не собирается финансировать рискованные проекты.

В 1596 году была снаряжена третья экспедиция из двух кораблей. Благодаря этому путешествию, на карту был нанесен Медвежий остров (Bereneiland), входящий в состав архипелага Шпицберген (Spitsbergen), и многие другие объекты. Покорился на этот раз обход Новой Земли, и корабли вошли в бассейн Карского моря (De Kara zee), что позволило составить точнейшее описание береговой линии архипелага.

Тогда команда под предводительством Баренца высадилась на Новую Землю и остановилась на зимовку. Это была первая в истории Арктики зимовка. Первопроходцы выстроили себе жилище из частей своего корабля и берегового древесного плавня, с отапливаемым очагом. Продовольствия запасено было достаточно. Моряки охотились на песцов, белых медведей, шили из шкур теплую одежду, диковинные пушистые шапки.

Зимовка длилась всю полярную ночь в условиях жестоких морозов, сильных снегопадов, угрожавших команде гибелью, и постоянных нападений белых медведей.

В лютые морозы у зимовщиков леденели и останавливались часы, спиртные напитки замерзали и разрывали бочки, нары покрывались льдом, но семнадцать поселенцев вынуждены были ждать.

Как только Карское море начало освобождаться от ледяного панциря, экспедиция отправилась в путь на двух шлюпках, построенных из остатков корабля, к берегу Кольского полуострова (июнь 1597 г.). Перед отплытием Баренц спрятал в ружейный чехол и прикрепил к дымовому отверстию избы краткий отчет об экспедиции и зимовке. Подробное же описание всех обстоятельств составил участник Геррит де Веер.

Плавание шло успешно, но во время него капитан Баренц умер. Его похоронили на Новой Земле. Простившись со своим знаменитым капитаном, моряки под командованием Геемскерка продолжили возвращение на родину. Встреченные русские поморы глубоко сочувствовали голландцам, указывали им путь, делились едой и оказывали всяческую помощь.

В сентябре 1871 г. норвежский капитан Э. Карлсен обнаружил хижину Баренца на Новой Земле. Она прекрасно сохранилась, и все в ней было именно так, как описывал Геррит де Веер, в том числе, нашелся и оставленный Баренцем отчет о путешествии, карты западного и северного побережья Новой Земли, данные промеров глубин по курсу корабля и первые научные сведения о море, впоследствии названном именем Баренца.

В 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.

Память о выдающемся мореплавателе

В записках спутников Виллема Баренца отмечено, что он был похоронен в ледяной могиле. В память о герое-первопроходце и его землякам, прошедшим весь маршрут славного штурмана, в 1879 году были установлены две памятные мраморные плиты.

После третьей экспедиции, так и не проложившей дорогу в Восточную Индию, поиски северного пути в волшебную страну специй и слоновой кости прекратились.

Мы помним, что Баренцем были открыты острова Шпицберген, Медвежий, Оранские. Что выдающийся мореплаватель открыл миру первые научные данные о Баренцевом и Карском морях. И мы никогда не забудем, что важные сведения, полученные экспедициями Баренца, легли в основу карты русского архипелага Новая Земля. В память о славном моряке и исследователе Виллеме Баренце было названо море.

А сегодня его великие открытия нашли не менее великое продолжение. И, вероятно, благодаря неимоверным усилиям Виллема Баренца и его сподвижников проторенный ими североморский путь приблизил открытия сегодняшних дней.

Богатства Баренцева моря

Баренцево море - уникальный природный объект. Помимо огромного разнообразия флор и фаун акватория бассейна обладает огромными запасами важнейших на сегодняшний день минеральных ресурсов - углеводородами.

Баренцевоморский регион сейчас является одним из наиболее крупных потенциальных нефтегазоносных бассейнов России с доказанной продуктивностью.

Здесь, на российском шельфе одной из самых разведанных по запасам углеводородов является юго-восточная часть Баренцева моря (Печорское море). На месторождении Приразломном в 2013 году была добыта первая арктическая нефть нового российского сорта под названием ARCO (Arctic oil). С платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тысяч тонн нефти. А в декабре 2019 года - уже 12-миллионная тонна нефти. Приразломное — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где активно ведётся добыча углеводородов. Запасы нефти месторождения превышают 70 млн. тонн, срок его эксплуатации предполагает не менее 25 лет. 

Баренцевоморский регион находится в относительно небольшом отдалении от европейской части России, что позволяет осуществлять транспортировку добытых углеводородов как в российские города, так и за рубеж. В географическом отношении регион имеет преимущество над другими арктическими районами из-за положительной ледовой обстановки.

Но на шельфе Баренцева моря поиски и добычу углеводородов ведут также и европейские страны. В 2000 году норвежское подразделение итальянской компании «Eni» открыло в море на глубине 380 метров нефтяное месторождение «Голиаф». Оно стало первым нефтяным месторождением, которое будет разрабатываться на арктическом шельфе Норвегии. По оценке компании, запасы сырья составляют 180 млн. баррелей, которых должно хватить на 15 лет, что позволяет говорить об этом проекте, как о крупнейшем на Крайнем севере.

Остается только надеяться, что добыча углеводородов в районах освоения шельфовых месторождений Баренцева моря будет не только экономически успешной, но и экологически выдержанной. Ведь величайшие достижения Виллема Баренца не должны иметь продолжение в виде глобальных катастрофических последствий.

Ольга Якунина,

заведующая выставочным отделом Музея геологии Центральной Сибири